Открыл заседание первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Владимир Плотников, отметив успехи в птицеводстве, свиноводстве и других отраслях сельского хозяйства. Он констатировал, что производство говядины еще недостаточно развито в России.
Рассматривая развитие отрасли мясного скотоводства как инструмент социально-экономического развития регионов России, депутаты и эксперты заявляли, что нужна государственная воля и поддержка отрасли. При этом мясное скотоводство может стать фактором развития АПК для смежных отраслей, растениеводства, кормопроизводства, перерабатывающая промышленность и других.
Директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Харон Амерханов благодарил депутатов за серьезный подход к теме специализированного мясного скотоводства и подчеркивал, «что с советских времен эту тему не удавалось решить в нужном объеме». По его словам, 10 лет назад поголовье скота в стране было меньше 700 тыс. голов, а уровень более 3 млн мясного скота, намеченный в Госпрограме на 2020 год, практически достигнут сейчас. Он просил «региональные власти и науку подключиться, чтобы к 2025 году иметь хотя бы 10 млн голов специализированного мясного скота».
Председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов, в свою очередь, подчеркнул, что «любой килограмм мяса начинается с человека, с его труда». Он также предупредил о возможной экспансии восточного соседа при высокой рождаемости в этой стране, поднял актуальные вопросы заселения северных территорий и Дальнего Востока в целом. Н.Харитонов напомнил, что «даже во время Великой Отечественной войны стадо крупного рогатого скота в стране было 22 млн голов, а мы более 70 лет живем в мирное время».
По его убеждению, «необходимо заинтересовать людей ехать на село», «чтобы люди ехали с песней» и «из каждого крика петуха делали монету». Ряд вопросов, по словам депутата, тревожащих его самого, поднял первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко, в частности, по нивелированию нормативов по красному мясу. Г.Онищенко выступил с критикой ведущего научного центра НИИ мясной промышленности им.В.М.Горбатова, заявив о недопустимости снижения нормативов по уровню белка в мясных изделиях до 12%. Это приведет к увеличению жировых эмульсий в продуктах в 5 раз, что, по мнению депутата, не только «противоречит национальным интересам, но и майским указам Президента» о здоровом питании нации.
Генеральный директор Национального союза производства говядины Роман Костюк в своем выступлении обозначил цели и задачи отрасли, начиная с обеспечения национальной продовольственной безопасности, развития «неудобий» и введения в оборот земель сельхозназначения, которые, по его словам, «могут стать реальным драйвером для развития малых фермерских хозяйств, металлургии, производителей оборудования и сельхозтехники, но и платежеспособным игроком на рынке товаропроизводства в стране». Поднял вопрос целесообразности существования вертикально интегрированных предприятий из-за удлиненного цикла производства, убеждал в необходимости создания региональных кооперационных центров мясного скотоводства для устойчивого развития сельских территорий России и развития малого предпринимательства.
«Нужна интеграция малого и среднего бизнеса, детальная специализация по выращиванию и переработке стандартизированного производства говядины красной, - настаивал Р.Костюк. - Важно, чтобы эта модель была распространена в регионах. Нужно использовать конъюнктуру спроса».
Директор Всероссийского НИИ мясного скотоводства Сергей Мирошников добавил, что «мясное скотоводство сегодня не только занимается производством говядины, это жизнь людей, которые сегодня остались на селе». По его мнению, эта отрасль изменит уклад жизни на селе, создаст более 800 тыс. новых рабочих мест. «Людям нужно дать удочку, а не плодить получателей пособий», - считает ученый, - «скот нужно откармливать на специализированных откормочных площадках, а перерабатывать в крупных перерабатывающих центрах».
Советник группы производителей говядины Воронежской области Анатолий Спиваков, предложенные подходы считает «вяловатыми», так как 10 млн поголовья - мало для обеспечения здоровья нации. По его словам, высоких темпов роста стада в регионе удалось добиться «кнутом и пряником», вложено за 7 лет более 15 млрд рублей. Кластерный подход к развитию мясного скотоводства в Воронежской области он предложил участникам «круглого стола» в качестве примера.
Причина, «почему наша страна не хочет заниматься производством мясного скотоводства», А.Спиваков объясняет «недостаточностью воли на государственном уровне», подчеркивая, что «при наличии субсидий и грамотной политике можно в 20-30 регионах страны развивать отрасль». Но, по его заявлению, «мешают нужными темпами развивать отрасль банки»: субсидии к весенней посевной кампании удалось получить только трети сельхозтоваропроизводителей, остальные «пропадают в банках» или «собирают справки», а «миллиарды субсидий прокисают сегодня по стране».
Член правления ТПП Московской области, руководитель комитета по АПК Светлана Тананова также поддержала кластерную модель развития отрасли, рассказав о региональных мера поддержки развития мясного скотоводства.
Также в ходе обсуждения экспертами поднимались вопросы налогового законодательства, оборота земель сельхозназначения, подготовки кадров, затрагивались проблемы регионализации и карантинных правил для субъектов Российской Федерации, в том числе перемещения скота и продукции животноводства.
Участники дискуссии указывали на одно из самых важных преимуществ мясного скотоводства - решение проблемы огромного количества невостребованных территорий. Например, в процессе исследований, которые проводились в различных районах Костромской области, было установлено, что каждые 3 га нечерноземных земель, даже без улучшения, способны в течение одного года прокормить одну корову с молодняком (для заготовки кормов на зиму необходимо 2 га, для пастбищ – 1 га). В этом случае на земле российского Нечерноземья можно содержать от 1,5 до 3 миллионов коров или 5-10 миллионов поголовья мясного скота и использовать территории, на которых другие направления не могут существовать в силу своей специфики.
Эксперты отмечали, что для развития отрасли требуется строительство современных объектов и увеличение мощности организаций по первичной переработке скота; внедрение новых технологических процессов по организации убоя, комплексной переработке скота и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием энергоэффективного оборудования; углубление переработки и расширение ассортимента вырабатываемой продукции, увеличение сроков ее хранения до 30 суток; увеличение сбора и переработки побочных сырьевых ресурсов (шкур и специального сырья) для выработки различных видов продукции; снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы организаций; переоснащение перерабатывающих цехов современным оборудованием и технологиями, создание новых производств.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания разработали ряд рекомендаций Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти по ускорению внесения в Государственную Думу проектов пяти федеральных законов, по дополнительному выделению средств на субсидирование льготного кредитования для сельхозпроизводителей и ряд других предложений.
Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендовано ускорить компетентную доработку и рассмотрение трех законопроектов: № 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства); № 114937-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; а также «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственного регулирования сохранения плодородия земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства».
Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано разработать и принять региональные программы по приоритетным направлениям АПК комбинированного сочетания мясного и молочного скотоводства, как инструмента для развития сельских территорий и поддержки предпринимательства.